понедельник, 27 августа 2012 г.

Закон об адвокатуре: Вся власть – самоуправлению


Многолетнее активное «топтание на месте», похоже, завершилось вполне конкретным шагом. Речь идет о реформе адвокатуры, попытки осуществить которую начались с момента принятия Закона «Об адвокатуре» в 1992 г. 9 августа 2012 г. Президент подписал Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» №5076-VI (далее – Закон №5076-VI), который вступил в силу на следующий день после официального опубликования (за исключением некоторых положений). Одновременно действовавший ранее Закон «Об адвокатуре» утратил силу.

Новый Закон в целом получил позитивную оценку экспертов, которые, однако, отмечают, что ряд проблемных вопросов в нем так и не решены. В этой статье мы предлагаем остановиться на некоторых новеллах правового регулирования адвокатской деятельности, закрепленных в Законе №5076-VI.

 Вся власть – самоуправлению

Существенное внимание в Законе уделено вопросам реформирования адвокатского самоуправления (р. VII). Во-первых, будет создана Национальная ассоциация адвокатов – организация, объединяющая всех адвокатов Украины, главной целью которой является обеспечение реализации задач адвокатского самоуправления, в т. ч. путем представления адвокатуры в органах власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, общественных объединениях. Во-вторых, впервые четко определены организационные формы адвокатского самоуправления: его высший орган – съезд адвокатов Украины, и Совет адвокатов Украины, действующий в перерывах между съездами; на областном уровне – конференции адвокатов региона и советы адвокатов региона, действующие между конференциями. Решения этих органов обязательны для исполнения всеми адвокатами Украины или региона соответственно. Кроме того, предусмотрено существование Высших квалификационно-дисциплинарной и ревизионной комиссий адвокатуры, а также соответствующих комиссий в регионах. Компетенция и процедурные вопросы деятельности перечисленных органов подробно определены. Таким образом, внутри института адвокатуры будет создана единая, регламентированная законодательно система органов самоуправления.

Третий (и немаловажный) аспект – создание Единого реестра адвокатов Украины (ст. 17 Закона), который предназначен для сбора, хранения, учета и предоставления достоверной информации об адвокатах Украины, адвокатах иностранных государств, получивших право на адвокатскую деятельность в Украине, об избранных адвокатами организационных формах адвокатской деятельности. Обязанность ведения Реестра возложена на Совет адвокатов. Все это, несомненно, обеспечит способность адвокатуры самостоятельно решать вопросы своей деятельности.

Впрочем, среди адвокатов существуют и противоположные мнения. Например, вице-президент Союза адвокатов Украины Ольга Жуковская отмечает, что у нее есть очень серьезные претензии к положениям законопроекта, касающимся адвокатского самоуправления: «На местах собираются конференции, норму представительства на которые определяет совет адвокатов региона. Допустим, совет определил один из ста или один от двухсот – соберутся несколько человек, и это будет называться конференция. Это очень важный момент, создающий фактическую возможность ручного управления адвокатурой. Национальная ассоциация в проекте присутствует номинально, органы к ней не привязаны. По существу, все замкнуто на централизованной системе советов. Почему важно, чтобы подразделения национальной ассоциации существовали в регионах? Вроде бы, органы похожие, какая разница, есть ассоциация в регионе или нет? На самом же деле вопрос в том, что нет двухсторонних отношений между ассоциацией и адвокатами, корреспондирующих прав и обязанностей между ними».

Гарантии адвокатов расширят?

Кроме прочего, Закон №5076-VI усиливает законодательное обеспечение адвокатской деятельности (р. III). Прежде всего, речь идет о гарантиях этой деятельности, которые гораздо более детализированы, чем ранее. Но следует сказать и о законодательно закрепленных обязанностях:

- указать в решении суда о проведении обыска или осмотра жилья или иного владения адвоката перечень вещей, документов, которые планируется найти или изъять. Кроме того, при проведении этих действий должен присутствовать представитель совета адвокатов региона;

- предоставлять ответы на адвокатские запросы. Кроме того, установлена ответственность за непредоставление такого ответа, за неполное или несвоевременное его предоставление (соответствующие изменения внесены в ст. 212-3 КоАП).

Рассматривается в новом Законе и вопрос обеспечения адвокатской тайны. Причем ее определение также детализировано – это любая информация о клиенте, ставшая известной адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, лицу, находящемуся в трудовых отношениях с адвокатом; информация о вопросах, по которым клиент (включая лицо, которому отказано в заключении договора о предоставлении правовой помощи) обратился к адвокату, адвокатскому бюро или объединению; содержание советов, консультаций и разъяснений адвоката, составленные им документы и информация, хранящаяся на электронных носителях; иные документы и сведения, полученные адвокатом во время осуществления адвокатской деятельности.

 Дисциплина в адвокатуре

Закон №5076-VI подробно регламентирует вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов (р. VI). Большое внимание уделено детализации процедуры привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности, что является несомненным плюсом документа; устанавливается перечень дисциплинарных проступков, за которые адвокат может быть привлечен к ответственности (нарушение требований о несовместимости адвокатской деятельности; нарушение присяги; нарушение правил адвокатской этики; разглашение адвокатской тайны; невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей и др.). Виды дисциплинарных взысканий, в общем, остались прежними: предупреждение, приостановление права занятия адвокатской деятельностью (от 1 месяца до 1 года); лишение права на занятие адвокатской деятельностью.

Некоторые эксперты считают, что сохранение в качестве дисциплинарного взыскания временного приостановление права на занятие адвокатской деятельностью не является обоснованным, так как это, по сути, анахронизм. К тому же, в практической деятельности всегда возникает вопрос о передаче дел адвоката, наказанного таким способом. Критикуют и положение о том, что инициировать дисциплинарное производство относительно адвоката может любое лицо, которому известно о его неправомерном поведении (ст. 36 Закона №5076-VI) – получается, что любое лицо, которому адвокат чем-то неугоден, может обратиться с заявлением в соответствующую квалификационно-дисциплинарную комиссию, что нивелирует принцип независимости адвокатуры. Очевидно, целесообразнее было бы установить исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на такие заявления (например, клиент, руководство органов адвокатского самоуправления, суд и т. д.).

 Свидетельство – после стажировки

Абсолютно новым для отечественного законодательства является допуск к адвокатской деятельности в Украине адвокатов-иностранцев. Адвокат иностранного государства получает право на адвокатскую деятельность в Украине с момента включения сведений о нем в Единый реестр адвокатов Украины (р. VIII Закона). Новеллой является и появление шестимесячной стажировки для лиц, желающих стать адвокатами и уже сдавших квалификационный экзамен (ст. 10). Стажировка будет проходить у действующего адвоката со стажем работы не менее 5 лет. Такой этап допуска к профессии будет только полезен для желающих стать адвокатами, к тому же, это неплохой «контроль качества».

Некоторые нормы Закона направлены на урегулирование нерешенных вопросов в адвокатской практике. Например, установлен 30-дневный срок рассмотрения заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена; детализированы вопросы заключения договора об оказании правовой помощи и т. д.

Ст. 25 Закона №5076-VI также предусматривает оказание адвокатами бесплатной правовой помощи согласно Закону «О бесплатной правовой помощи». Напомним, бесплатная правовая помощь делится на два вида: первичную и вторичную. Первичная подразумевает информирование и консультирование лиц вне судебного процесса, а вторичная направлена на создание реальных возможностей для доступа лиц к правосудию: защиту от обвинения; представительство лиц в судах, госорганах, органах местного самоуправления и перед другими лицами; составление процессуальных документов. К лицам, имеющим право на бесплатную вторичную правовую помощь, относятся: 1) социально незащищенные лица (дети-сироты, малоимущие, беженцы, ограниченно дееспособные и недееспособные лица и т. п.); 2) лица, имеющие особый социальный статус (ветераны, лица, имеющие особые заслуги перед родиной и т. п.); 3) лица, подвергшиеся уголовному или административному преследованию (к которым применен админарест или админзадержание); 4) лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, взятые под стражу и др. Получению бесплатной вторичной правовой помощи должно предшествовать обращение лица, имеющего на нее право, в специальный центр.

Оплата услуг адвокатов должна осуществляться за счет государства. Постановлением КМУ №8 от 11.01.2012 были утверждены Порядок и условия заключения контрактов с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе, и договоров с адвокатами, предоставляющими бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе. Условия и порядок оплаты услуг адвоката предусматриваются формой Примерного контракта/договора, заключаемого между специальным центром и адвокатом.

 Полной «монополии» не будет

В заключение хотелось бы сказать о главной особенности нового Закона, за которую он подвергается критике. Абсолютное большинство экспертов говорит о том, что Закон никоим образом не решил вопрос о введении так называемой монополии адвокатов во всех видах процессов. В гражданских и хозяйственных спорах правовую помощь по-прежнему смогут оказывать не только адвокаты, сдавшие квалификационный экзамен, прошедшие стажировку и находящиеся под строгим присмотром КДКА, но и любое лицо, имеющее диплом о юробразовании, но никак не связанное нормами профессиональной этики, дисциплины и пр. Что касается уголовного процесса, то согласно новому УПК, защитником может быть только адвокат, внесенный в Единый реестр адвокатов и адвокатских объединений. Таким образом, родственники и специалисты в области права в этом случае оказывать правовую помощь не смогут.

В этой статье мы, не углубляясь в детали, коснулись лишь главных изменений в сфере регулирования адвокатской деятельности, которые внесены новым Законом. Повторимся: в целом документ оценивается положительно, хотя назвать его на 100% реформаторским нельзя. Тем не менее, он существенно детализирует и совершенствует законодательную базу в области регулирования адвокатской деятельности.

Источник: Судебно-юридическая газета

Комментариев нет:

Отправить комментарий