суббота, 30 июля 2011 г.

Госзакупки привели в соответствие


Очередную версию закона о госзакупках, за которую ВРУ проголосовала в мае, раскритиковали не только украинские оппозиционеры, но и Еврокомиссия вместе с Всемирным банком. Президент наложил на спорный акт вето. А затем – предложил свои поправки, с которыми согласился парламент.

Зарубежное неодобрение
Очередную попытку отрубить несколько голов коррупционной "гидры" отечественные законодатели предприняли 17 мая. Именно тогда украинский парламентпроголосовал во втором чтении за обновленную версию закона о государственных закупках. Изначально стремление усовершенствовать нормативный акт объяснялось желанием пойти навстречу международным институциям. Напомним, в начале 2011 года ЕС и Всемирный банк притормозили финансирование некоторых совместных с Украиной программ из-за недовольства теми поправками, которые ранее были внесены в тендерные правила. Тогда Киев пообещал исправиться, и уже в марте новая редакция закона была одобрена в первом чтении. Однако, судя по последующей реакции, к маю парламентарии отклонились от запланированного пути. Принятый 17 мая закон украинские оппозиционеры сходу назвали "коррупционным". Без одобрения его встретили и за рубежом.
О том, что Евросоюз будет ратовать за дальнейшую коррекцию закона о госзакупках, представители Брюсселя заявили еще в мае. "Мы работаем дальше, мы пытаемся изменить эти поправки, которые изменили суть самих правил о госзакупках", - отметил глава представительства ЕС в Украине Жозе-Мануэль Пинту Тейшейра, предупреждая, что оценку внесенных 17 мая поправок ЕС даст в ближайшее время. Вскоре появились и слухи о том, что в сложившейся ситуации глава государства закон подписывать не станет.
Конкретные претензии Европы к отредактированному закону стали известны прессе уже в первой половине июня. Наиболее неприемлемыми зарубежные эксперты сочли три пункта. Главный из них – оговорка в новом законе о том, что его нормы не будут распространяться на предприятия с заметной долей государственного или коммунального капитала, если эти предприятия будут производить закупки за собственные оборотные средства, а не за те, которые поступили из госбюджета. Поподсчетам специалистов, из-под действия нормативного акта одним махом была выведена львиная доля сделок, ранее регулируемых тендерами. Другими камнями преткновения стали желания законодателей "обестендерить" закупки товаров и услуг, проводимые для Аграрного фонда и обязать страховать все сделки, "масштаб" которых превышает 10 миллионов гривен… "Некоторые изменения уводят закон в сторону от европейских и международных стандартов. В связи с этим мы убедительно рекомендуем вернуть закон в парламент", - были неумолимы критики.
С необходимостью искать компромисс с Еврокомиссией и ВБ (а речь все же шла о договоренностях на сотни миллионов евро) в Кабмине спорить не стали. "Мы договорились, что мы сейчас на уровне экспертов отработаем те предложения, которые есть от Мирового банка, от Еврокомиссии, и, я думаю, что мы там найдем взаимопонимание полное, по крайней мере, я не вижу никаких проблем", - заранее пояснял первый вице-премьер Андрей Клюев. Банковая, похоже, была солидарна с правительством. И спустя почти месяц после принятия закона, который быстро получил скандальную известность, президент наложил на него вето, а затем и направил свои поправки в парламент.
В Верховной раде к мнению Виктора Януковича прислушались с должным вниманием. Восьмого июля, в ходе последнего пленарного дня минувшей сессии все 16 предложений гаранта были одобрены должным числом (от 247 до 262) "за". В целом же инициатива главы государства была подержана 263 голосами. А 28 июля совместное законодательное детище подписал и сам Виктор Янукович.
"Компромиссный" вариант
Еще до того, как президент отправил свои поправки в парламент, на Банковой уточняли, что желание главы государства отредактировать несовершенный документ не объясняется одной только критикой зарубежья. Слишком уж очевидны были недостатки подготовленного нардепами варианта. Посему в пояснении к предложениям гаранта неоднократно встречаются формулировки сродни "Может привести к ограничению конкуренции", "Повышение коррупционных рисков", "Неэффективные траты бюджетных средств" и тому подобным.
И все же знакомство с утвержденными Верховной радой поправками показывает, что изменениям были подвергнуты далеко не все (или – не в полной мере) критикуемые позиции. На Банковой попытались как можно менее болезненно решить проблему с главным требованием ЕК и ВБ – выводом гос- и коммунальных предприятий из-под действия закона. Условия для ухода от тендеров усложнились. Теперь проводить госзакупки по всем правилам должны на определенное время те предприятия, которые пользуются налоговыми льготами; освобождены от долгов перед госбюджетом или получают прямую или опосредованную бюджетную поддержку. Но эксперты допускают, что с определением круга "подзаконных" организаций могут возникнуть проблемы. "В стране нет юридического понятия "бюджетная поддержка". То есть, это вольная трактовка. Ею могут воспользоваться предприятия, в которых есть государственная часть или которые имеют льготное налогообложение. Теперь они как захотят – так и будут закупать, - считает глава Контактной группы в Украине Transparency International Алексей Хмара.
Зато в полной мере навстречу просьбам на Банковой пошли в случае со страхованием ответственности участников торгов. "Внедрение дополнительного механизма обеспечения считается необоснованным", - говорилось в предложениях Виктора Януковича. Также президентская инициатива сократила и перечень случаев, на которые не распространяется тендерное законодательство. Правда, упомянутые в этом контексте закупки для Аграрного фонда все равно остались в списке исключений. Должно быть, надежды Андрея Клюева: "В принципе, я тоже думаю, что мы найдем компромиссное решение", - оправдались.
"Аграрный" компромисс не распространился на некоторые другие поблажки, которые предлагали депутаты. Так, все-таки с тендерами должны проводиться закупки для нужд пенитенциарной системы; для проведения гастролей, туристических мероприятий и фестивалей; корм для цирковых животных, а также "товары и услуги для создания новых постановок (концертов), изготовления (создания) исходных видео материалов, аудиовизуальных произведений". Кроме того, волею Виктора Януковича были предприняты два шага для защиты репутации властей. Ранее парламент планировал освободить от гнета тендерных нормативов сделки, касающиеся обеспечения мероприятий с участием представителей высшей власти и авиаперевозки официальных делегаций, что вызвало недоумение многих правозащитников. Теперь же спорные нормы снова отменены.
Кроме этого президент предложил отредактировать неточности в формулировках, и пояснить, что порядок "обретения" образовательных услуг зарубежных вузов должен определяться отдельным законом. Немаловажно и то, что поправки главы государства уточнили и положение дел с поставками электрической, тепловой энергии, ее транспортировку; услуги по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотводу. Ранее было не до конца ясно: то ли они вовсе выводятся из-под тендеров, то ли процедуры должны уточняться отдельными нормативными актами. С июля ситуация стала несколько определеннее. Подобные услуги окончательно "перекочевали" в список "Отдельными законами регламентируются". Перенос поставок воды, тепла, электричества за границы сферы, свободной от тендеров (за что, к слову, давно боролись европейцы), Виктор Янукович пояснил расширением возможностей покупки у одного участника.
Крайне широкая трактовка таких сделок была одним из главных объектов критики оппозиции и ряда экспертов. Тем не менее, все, что касается "единоличных" случаев и после президентских корректировок осталось без изменений. И те пункты, которые расширяют перечень возможностей закупать товары/услуги у одной организации (включая и доступную для трактовок формулировку "в связи с возникновением особых экономических и социальных обстоятельств"), и правила, позволяющие переигрывать тендерные условия уже после подписания договора соответствуют депутатским чаяниям. Не стали откатывать назад на Банковой и отредактированные контролирующие возможности Министерства экономразвития. Снова-таки, в тех случаях, когда речь идет о процедуре закупок у одного участника, необходимость согласовывать условия с министерством отпадает. Сторонники первоначального законопроекта, которые в свое время видели в этом одно из главнейших антикоррупционных нововведений, могут порадоваться стабильности своего начинания.
Международные организации президентские предложения встретили с одобрением. "В вето есть целый ряд положительных комментариев, и мы приветствуем это, и надеемся, что эти изменения будут приняты в соответствии с добрыми международными практиками", - заявил еще в июне представитель Всемирного банка – координатор программ экономического развития в Украине, Беларуси и Молдове – Пабло Сааведра. Новшества от Банковой и в самом деле закрыли несколько лазеек, позволяющих двояко трактовать нормативы закона. Но при этом они оставили вообще без изменений все те небесспорные новеллы, которые касались закупок у одного участника. И кто знает, чем именно может обернуться открывающаяся свобода маневра в этом направлении.

Источник: ПОДРОБНОСТИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий