понедельник, 31 октября 2011 г.

Учителям закон прописан


28 октября в Киеве прошел 3 Всеукраинский съезд учителей. На нем преподаватели одобрили инициативы профильного министерства. 
Представители гражданских организаций называют съезд "показухой" и пророчат катастрофическое положение в отрасли. А студенты с каждым днем все активнее протестуют против правительственных инициатив в сфере образования. 

Свой к своему...

Всеукраинский съезд учителей проходил в Центре культуры и искусств Национального авиационного университета. Такой выбор места вряд ли можно назвать случайным. Во-первых, в ЦКИ НАУ находится достаточно вместительный актовый зал. Сам центр – известное место концертов довольно популярных рок-групп, регулярно посещающих Украину с визитами. Впрочем, хороших и вместительных залов в Киеве хватает. Есть, к примеру, подобный зал и в НТУУ "Киевский политехнический институт". Но во-вторых, проректором в НАУ состоит кум министра образования и науки Максим Луцкий – один из наиболее вероятных претендентов на пост главы парламентского комитета по образованию и науки после смерти "бютовца" Владимира Полохало. Именно Луцкий пытался в свое время "протянуть" через комитет законопроект Табачника "О высшем образовании". И именно Луцкий после знаменитого инцидента с венком предложил пересмотреть отношение министерства к Киево-Могилянской Академии.  Таким образом, за организацию съезда Табачник мог и не беспокоиться. Все должно было пройти на наивысшем уровне и без толики намека на оппозиционность со стороны преподавателей, и, главное, студентов. Задумай Табачник провести ту же акцию протеста в центре культуры КПИ, "к его услугам" было бы несколько тысяч протестующих. В НАУ подобного не случилось.

Правда, на съезде преподаватели все же попытались выразить несогласие с образовательным ведомством. Когда зашла речь о благоустройстве сельских школ педагоги попросту высмеяли премьер-министра Украины Николая Азарова и Дмитрия Табачника. Но когда они попросили встать тех, кто не согласен со словами министра, никто так и не обозначил себя. А премьер, в свою очередь, выдвинул претензии учителям. "Оснастить школы компьютерами, повысить зарплаты, провести ремонт – все это можно сделать. Но воспитать наших детей, чтобы они отличали добро от зла, хорошее от плохого – это самое важное. Хотел бы, чтобы съезд обсудил момент, прежде всего, морального воспитания наших детей", - сказал Азаров и конкретизировал, - "Могли ли мы несколько лет назад представить, что на этом огне будут жарить яичницу? Это вопрос к учителям, кого же мы растим, кого готовим? Вам не жутко, уважаемые учителя? Мне жутко и страшно". Таким образом, в том, что нынешняя молодежь, такая, какая есть, Азаров обвинил педагогов.
Кстати, второй раз учителя высмеяли главу правительства, когда тот говорил о повышении зарплат педагогам. "Все-таки не повышали?", - спросил премьер. "Нет!", - хором ответил зал. "Давайте все-таки верить цифрам", - нашелся Азаров… Получается, претензии к учителям высоки, в отличие от их зарплат. Но даже несмотря на такие противоречия с образовательной политикой, учителя все же одобрили министерский законопроект о высшем образовании. В принципе, ради его одобрения в целом и был созван 3 Всеукраинский съезд учителей. Почти каждого из выступавших делегатов спрашивали: "Вы за принятие закона о высшем образовании?". Поразительно, но высказавшие свое мнение по поводу зарплат учителя, во всем остальном были пассивны. Выступление каждого из делегатов можно было охарактеризовать строчкой из песни Леонида Утесова: "Все хорошо, прекрасная маркиза". Т.е. о недостатках все же говорили, но в целом отмечали, что нынешний путь, по которому украинское образование ведет профильный министр, верный. Все решения на съезде принимались единогласно. Несогласных не было. Да и откуда им было взяться? Представители общественных организаций, находящихся в оппозиции действующему министры, на съезд приглашены не были. "Это не общественные, а грантовые организации", - пояснил Табачник. Представители этих организаций признают – да, гранты иногда выигрывают. Но за счет этого живут многие общественные организации. Да и позиция таких объединений, как "Центр тестовых технологий", "Центр образовательного мониторинга" не менялась в зависимости от получения или неполучения того или иного гранта. Конечным итогом съезда стало "единогласное" одобрение инициатив министерства, в первую очередь спорного и скандального законопроекта "О высшем образовании". Теперь слово за студентами.


Непокорное студенчество

Всеукраинский съезд учителей фактически снял претензии к Табачнику за очень непростой законопроект о высшем образовании. В феврале этого года после протестов студентов документ отправили на доработку. Впрочем, специалисты считают, что эта доработка была лишь формальностью, имитацией бурной деятельности.  На деле же законопроект №7486-1, отозванный авторами для дорабоки, мало изменился.
Свидетельством этого является и мнение представителей студенчества, которых пытались привлечь к работе над документом и даже создали из них экспертную группу при министерстве. Так, уже на начальной стадии от участия в обсуждении законопроекта отказался один из членов экспертной группы Антон Деликатный. "В окончательный вариант текста законопроекта не вошли все 9 предложений, подготовленных студенческими и молодежными организациями, которые недавно устраивали массовые акции протеста, - заявил он.  "В частности, Министерство включило в текст проекта возможность увеличения платы за обучение студентов-контрактников в любое время и на любую сумму", - пояснил Деликатный в мае. В итоге министерство вынуждено было искать другой путь решения проблемы.
Он нашелся – это был "студенческий референдум". Примечательно, что акт всестуденческого волеизъявления остался вне внимания прессы. Да и на официальном сайте "организаторов" референдума по данному мероприятию не так уж и много информации. Но те сведения, которые попали в прессу, все же впечатляют. Так, согласно информации издания "Свідомо", в ряде украинских ВУЗов студентам запретили участвовать в акциях протеста, в некоторых университетах учащихся даже не выпускали из аудиторий. Интересно, что накануне студенческого референдума МОН разослало письмо к ректорам ВУЗов с просьбой "содействовать в проведении референдума". Представители "карманного" студенческого самоуправления пытались оправдать и то, как проводилось "волеизъявление" студентов. На вопрос, кто считал голоса студентов, представители студенческого самоуправления ответили – студпарламенты. Когда же журналисты сделали ударение на том, что эти организации подконтрольны ВУЗам, а следовательно и профильному министерству, координатор "Студенческой защиты" Андрей Черных ответил: "А как же иначе?". Поразителен и тот факт, что во многих ВУЗах Украины, занимающих высокие места во всевозможных студенческих рейтингах, референдум попросту не проводился. Кроме того, показательно, что 77 тысяч студенческих бюллетеней, а именно столько людей проголосовало не референдуме, сумели обработать за какие-то сутки. Как же отреагируют на это студенты? Вариантов несколько.

Одним из распространенных требований на сегодняшних акциях протеста студентов является повышение стипендий. Некоторые акции протеста посвящены исключительно данной проблеме. Однако подобный подход – путь в никуда. Ведь повышение стипендий нужно будет как-то компенсировать. И если студентам пойдут навстречу, то на первой же сессии количество претендентов на стипендию радикально сократят. В ВУЗах это делать умеют. Достаточно будет лишь "отмашки" из министерства. Да и требующие подобного студенты вызывают у общественности раздражение: и так жить нелегко, а им еще стипендию свыше 700 гривен подавай. Более конструктивный путь – путь, по которому пошли студенты КПИ. Те требовали от министра не благ, а главного – реального самоуправления их родного ВУЗа. Судьбу КПИ должны решать те, кто в этом университете учится и преподает, а не чиновники министерства, которые рассматривают должность ректора одного из лучших университетов в Украине как "теплое местечко",  весьма к тому же доходное.

Еще одной проблемой студенческих протестов является их разрозненность. Кто-то протестует исключительно ради собственного университета, кто-то – ради стипендии, а кто-то и вовсе при поддержке политических партий. В итоге потенциально мощное протестное движение дробится, и ему становится легче противостоять. Сумеют ли студенты осознать эти ошибки - покажет принятие законопроекта "О высшем образовании". Тем более, что после коллективного "одобрямса" на съезде учителей путь документу в Верховную раду открыть. И оппозиции сложно будет противостоять его принятию. Ведь де-юре и студенчество путем "референдума", и учителя, закон одобрили...

Источник: Подробности

Комментариев нет:

Отправить комментарий