пятница, 27 мая 2011 г.

Какими были адвокаты в XIX веке?

Как известно, дореволюционная адвокатура имела в своих рядах много известных судебных ораторов, которые были не только популярными защитниками, успешно выступающими в уголовных процессах, но и крупными учеными-юристами, писателями, критиками, видными общественными деятелями либерального направления.

Следует отметить, что «великие» по-разному готовились к своему главному выступлению в суде. Плевако в следственные тома практически не углублялся. Его устами руководило вдохновение, но, по воспоминаниям Маклакова, речи все же писал. Делал он это в суде на клочках бумаги, склеивал их в длинные свитки, нередко бросал на пол и тут же принимался за новый вариант. Но когда произносил речь, она совершенно не совпадала с написанным текстом. Очевидно, доверяя бумаге ход своих мыслей, Плевако подхлестывал вдохновение. Своеобразно готовился к речам Андреевский. Он часами просиживал над раскрытыми томами дела, но ничего не записывал. Речь у него складывалась в голове. В суде делал лишь какие-то пометки на листочках бумаги или на манжетах своей всегда накрахмаленной сорочки. Иногда это были не слова, а какие-то каббалистические знаки.

Несколько таинственной выглядела подготовка к речи у князя Урусова. На листе бумаги он рисовал большой круг, а в нем по спирали круги поменьше. В кругах – какие-то одному ему понятные записи. Это был зашифрованный план выступления в суде. Речь представляла собой раскручивание нарисованной спирали от центра к внешнему пределу круга. Совершенно не готовился к речам Александр Пассовер. Обладая, как Арсеньев и Грузенберг, феноменальной памятью, он исключительно на нее и полагался. Пассовер приходил в суд без портфеля и без блокнота. Под рукой не имел даже листка бумаги и ручки. Говорил же связно, четко, детали дела раскладывал по полочкам без какой-либо путаницы в уликах и аргументации.

Ничто человеческое...

Корифеи судебной защиты были простыми смертными и не были лишены собственных странностей или привычек. Наиболее загадочным, нелогичным образом вел себя самый «логичный» адвокат – Пассовер. Зимой и летом ходил налегке, при этом, однако, почти никогда не снимая любимых замшевых перчаток. Вероятно, его преследовала боязнь заразиться микробами. Он был замкнут. Никого не критиковал и никому не давал оценок. Не любил фотографироваться. Обожал театр, но всегда ездил смотреть только одну оперу – «Евгений Онегин». Выдающимися литераторами, критиками и публицистами проявили себя Спасович и Арсеньев. Спасович оставил после себя 10-томное собрание сочинений, а Арсеньев – словарь Брокгауза и Ефрона, который редактировал в течение 11 лет; он первым и единственном из русских адвокатов был принят в Академию наук по разряду изящной словесности. Ряд адвокатов составляли в корпорации своеобразную поэтическую секцию. Пальма первенства принадлежала Андреевскому. Огромной популярностью среди молодежи пользовались стихи Боровиковского, после Некрасова он был вторым поэтом по значимости в «Отечественных записках». Прекрасные стихи писали Николай Карабчевский, Александр Языков, Лев Куперник.

Выдающиеся адвокаты были заядлыми музыкантами, театралами. Свои домашние театры в Москве держали Плевако и Урусов, в Петербурге – Карабчевский, в Киеве –Куперник. Дмитрию Стасову принадлежит авторство устава первой в России консерватории – Петербургской. Пристрастием многих адвокатов было собирание книг. Особенно увлеченным библиофилом слыл Александр Гольденвейзер. За одной-единственной книгой он специально отправился пароходом в Америку.

Не адвокатурой единой

Кроме адвокатуры, многие виднейшие представители сословия присяжных поверенных оставили заметный след в истории государства и общества. Самого большого успеха в государственных делах добились Александр Керенский (после 300-летнего правления династии Романовых встал во главе России) и Сергей Муромцев (в 1906 г. возглавил первую Государственную Думу). Помимо них головокружительную карьеру на политическом поприще сделало целое созвездие адвокатов. Павел Переверзев, Александр Зарудный, Павел Малянтович в 1917 г. поочередно становились министрами юстиции и генерал-губернаторами России. Последнему должность стоила жизни. Как генпрокурор он подписал приказ об аресте Ленина за июльские события 1917 г. в Петрограде. В 1937 г. Малянтович был арестован и в 1940-м расстрелян по приговору Военной коллегии.

Источник: МАИР

четверг, 26 мая 2011 г.

Дерегуляция бизнеса близится к завершению

На сегодняшнем заседании Кабинета Министров рассмотрены документы, призванные существенно упростить регулирование градостроительной деятельности. Это, в частности, порядок учета интересов местной общины при разработке градостроительной документации и порядок проведения ее экспертизы; положение о градостроительном кадастре, порядок обмена информацией между градостроительным и государственным земельным кадастрами, сообщает пресс-служба Кабмина.

Дерегулятивные меры Правительства уже доказали свою эффективность. Так, после принятия в феврале текущего года закона "О регулировании градостроительной деятельности", по данным Госкомстата, объем продукции строительства за январь - апрель 2011 года (11739,5 млн. грн.) по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 111,6 %.

На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла два законопроекта, разработанные Правительством в соответствии с положениями Программы экономических реформ на 2011-2014 годы "Заможное общество, конкурентоспособная экономика, эффективная власть", а также с учетом предложений представителей малого и среднего бизнеса.

Проект закона "О внесении изменений в Закон Украины" О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (относительно порядка выдачи копии лицензии) создает равные условия для всех субъектов хозяйствования, которые внедряют хозяйственную деятельность, что подлежит лицензированию.

Законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" по расширению сети разрешительных центров" оптимизирует и упрощает получение документов разрешительного характера в соответствии с европейскими стандартами.

В ближайшее время ожидается рассмотрение в Верховной Раде разработанного Правительством и внесенного в парламент 16 мая этого года проекта Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства).

Его основной задачей является комплексное усовершенствования упрощенной системы налогообложения с учетом изменений в налоговом законодательстве и предпринимательской среде, обеспечение ее соответствия современным направлениям налоговой политики государства.

Источник: UBR 

вторник, 24 мая 2011 г.

Что изменится в налогах с 1 июля?

С 1 июля вступит в силу глава Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения. Первое впечатление от законопроекта: среднему классу дают шанс на выживание.

На сайте Верховной Рады 16 апреля появился поготовленный Кабмином законопроект об упрощенной системе налогообложения. Он провисел в открытом доступе около двух суток - вскоре на его месте появилась запись, что он находиться на доработке в парламентских комитетах. Напомним, первоначально предполагалось, что законопроект относительно внесения изменений в Налоговый кодекс в раздел об "упрощенке" правительство обещало подготовить еще до 15 января 2011 года. Кстати, подготовленный оппозицией аналогичный документ пылится в Раде с марта.

Изменения в Налоговый кодекс правительство предлагает внести весьма серьезные. В частности, оставлено четыре категории "упрощенцев": три для физлиц и одна для юрлиц.

Первая категория - физлица с доходом, который не превышает 150 минимальных заработных плат (141 600 гривен) в год и которые не используют труд наемных сотрудников. Чтобы работать на едином налоге, они должны заниматься розничной торговлей на рынках, предоставлением бытовых услуг (ремонтом обуви, одежды, фотоуслугами и пр.), а также, как сказано в проекте, - ремесленнической деятельностью. Правда, что понимается под ремесленничеством, не уточняется. Ставка налога для таких лиц установлена в размере от 1% до 10% минимальной заработной платы в месяц (максимум - 94 гривны в месяц).


Неподача налоговой декларации: ответственность предпринимателей

Если индивидуальный предприниматель, платящий налоги на общих основаниях, в силу фактического отсутствия дохода, не подавал соответствующую декларацию три года подряд, а сейчас подал совместно с декларацией за последний налогооблагаемый период, каким может быть наказание за неподачу налоговой декларации?

Индивидуальные предприниматели, выплачивающие фиксированный налог, или осуществляющие свою деятельность по общим правилам, должны отчитываться о своих доходах перед налоговыми органами вне зависимости от того, был ли фактически доход, или нет. Более того, они обязаны подавать декларацию даже в том случае, если за отчетный период любой протяженности не велась никакая деятельность. Это зафиксировано в статье 14 правительственного Декрета № 13-92 «О подоходном налоге с граждан», который был выпущен 26 декабря 1992 года (статья 14, пункт 4, в первом абзаце).

Однако на практике штраф за неподачу налоговой декларации применяется далеко не всегда. Это происходит из-за некоторой неоднозначности толкования основных понятий. Подобные вопросы поднимаются давно и далеко не впервые.

20 ноября 2009 года украинская Государственная налоговая администрация издала письмо под номером 14244/4/17-0416, руководствуясь положениями которого налоговики считают, что ответственность за неподачу налоговой декларации, которая оговорена Законом №2181, не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Причина этого – данное в Законе №2181 определение налоговой декларации не относится к той отчетности, которую должны предоставлять индивидуальные предприниматели. Закон №2181 определяет налоговую декларацию, как документ, исходя из данных которого уплачивается и (или) выплачиваются обязательные платежи (сборы) и налоги.

В то же время налоговики вовсе не расположены смотреть сквозь пальцы на неподачу налоговой декларации.

понедельник, 23 мая 2011 г.

Как сохранить клиентов при покупке готового бизнеса

Главное преимущество покупки действующего бизнеса — это наличие постоянных клиентов, приносящих, как правило, 50–60% дохода. Также в распоряжение нового собственника компании переходят различные базы данных, результаты проведенных исследований, программное обеспечение и прочие нематериальные ресурсы. При этом велик риск, что прежний владелец бизнеса не только уведет с собой своих любимых клиентов (многие предприятия завязаны на личности их собственников), но и будет пользоваться наработанными методиками. Не зря покупатели юридической или консалтинговой фирмы, pr-агентства или креативного бюро заинтересованы возможностью разделить ответственность за бизнес с его бывшим собственником. О возможных вариантах рассказывают эксперты.

Ирина Марушко, партнер ЮФ "Лавринович и Партнеры":

— Приобретая готовый бизнес с нематериальными активами, для уменьшения риска утечки клиентов прибегают, например, к положениям о запрете ведения деятельности, конкурирующей с продаваемым бизнесом и об обязательстве не переманивать заказчиков. Они фиксируются в договоре о покупке бизнеса и известны как non-compete и non-solicitation.

Существует и ряд других положений, которые помогают уберечь бизнес при его приобретении.

воскресенье, 22 мая 2011 г.

НДС-качели для бизнеса: правительство дало – правительство забрало

Принят инициированный правительством Закон, возвращающий ИТ-, консалтинговые, юридические и аудиторские услуги в число облагаемых НДС.

Действия отечественной исполнительной власти не всегда последовательны. Свежий пример тому - азаровский законопроект № 8321, которым, кроме прочего, в список операций, облагаемых НДС, возвращается целый ряд услуг, исключенных из него при принятии Налогового кодекса именно по инициативе правительства. При этом такие важнейшие для бизнеса нормы в законопроекте, полном без сомнения нужных и полезных нововведений, размещены как бы между прочим, максимально замаскированно от любого, кто не помнит наизусть номера статей Налогового кодекса.

Мотивировка таких действий Кабмина недвусмысленно отражена в пояснительной записке к проекту. Его нормы, по мнению авторов, направлены на «запобігання необґрунтованим втратам податкових надходжень». В связи с этим весьма интересно, кто именно определяет, какие потери обоснованы, а какие - нет? Если налоговики - то у них вряд ли есть «обоснованные» потери.

Тем более, что при принятии Налогового кодекса потери в поступлениях от НДС с консультационных услуг вроде бы считались «обоснованными», поскольку обеспечивали борьбу со схемами уклонения от налогообложения путем «оказания» фиктивных услуг. Видимо, что-то в балансе бюджета поменялось настолько, что теперь это уже «необоснованные» потери…
Правительство при этом не удосужилось даже назвать цену вопроса - сумму ожидаемых дополнительных поступлений, на что обратили внимание все причастные к работе над законопроектом в Верховной Раде (в частности, Главное экспертное управление ВР). А она явно весьма велика - всего лишь одна строчка в тексте законопроекта возвращает в число плательщиков НДС сразу немало сфер бизнеса, ведь речь идет о любых консультантах (в том числе юристах, адвокатах, бухгалтерах, аудиторах), разработчиках и поставщиках ПО, справочных службах (предоставляющих услуги по обработке данных и/или предоставлению информации).

пятница, 20 мая 2011 г.

Верховная Рада приняла Воздушный кодекс Украины

Верховная Рада приняла Воздушный кодекс Украины. В Кодексе предусмотрено, что с целью обеспечения безопасности полетов, надежности эксплуатации воздушных судов и их технического обслуживания эксплуатант воздушных судов и организация по техническому обслуживанию должны иметь на постоянной основе больше 50 процентов авиационного персонала для выполнения летной эксплуатации воздушных судов и их технического обслуживания соответственно.

С целью обеспечения безопасности полетов, надежности эксплуатации воздушных судов и обеспечения бесперебойной работы транспортной системы Украины в части транспортных воздушных перевозок эксплуатант коммерческой авиации должен обеспечить финансовую возможность в соответствии с авиационными правилами Украины и эксплуатацию не менее двух воздушных судов. С целью обеспечения безопасности авиации и общества уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может устанавливать ограничение или запрет на полеты иностранных авиаперевозчиков на основании результатов проверок воздушных судов таких авиаперевозчиков в случае их несоответствия стандартам Международной организации гражданской авиации.

Каждый год 22 июня Украина будет молчать

Верховная Рада приняла решение о проведении минуты молчания в память о погибших в Великой Отечественной войне каждый год 22 июня. Соответствующее решение поддержало 250 народных депутатов.

Согласно постановлению, 22 июня каждого года государственные флаги с черными лентами должны быть приспущены на знаниях органов государственной власти, государственных предприятиях, учреждениях и организациях на территории Украины и зарубежных дипломатических и других учреждениях Украины.

Кроме того, 22 июня каждого года в 10.00 правительству поручается обеспечить минуту молчания по почтению памяти погибших в Великой Отечественной войне, остановив на это время работу в органах государственной власти и органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях и организациях, а также движение общественного и частного транспорта с подачей соответствующих звуковых сигналов.

Депутаты поручили 22 июня каждого года Госкомитету по вопросам телевидения и радиовещания обеспечить ограничение трансляции развлекательных программ путем внесения соответствующих изменений в программы радио и телевидения, а в 10.00 прерывать трансляцию теле- и радиопередач для почтения памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Источник: UBR

Рада решила запретить интерактивные заведения как часть игорного бизнеса

Парламент принял Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательства о запрещении игорного бизнеса в Украине", изменяющий определение "азартной игры" и "игорного бизнеса" (по проекту Натальи Королевской № 8024).

Согласно документу, "игорным бизнесом" будет считаться, помимо прочего, предоставление доступа к азартным играм, в том числе на "компьютерных симуляторах". Под запрет подпадут интерактивные заведения, предоставляющие доступ через сеть Интернет к виртуальным азартным играм, независимо от места расположения сервера.

Помимо новой редакции статьи 1 Закона "О запрещении игорного бизнеса в Украине", Закон вносит изменения в статье 10 Закона "О милиции", обязывая милицию обращаться в суд с исками о применении финансовых санкций, связанных с запрещением организации и проведения азартных игр.

Источник: Лига. Закон.

четверг, 19 мая 2011 г.

Как ликвидировать фирму с долгами?


Для начала, давайте разберемся, что же такое ликвидация. В соответствии с действующим законодательством, ликвидация фирмы — это полное прекращение деятельности юридического лица, исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц, снятие с налогового учета, отсутствие у него правопреемников и полное прекращение всех требований к этому юрлицу, его участникам и должностным лицам. Если что-то из вышеперечисленного отсутствует, это не ликвидация, а самообман или так называемая «альтернативная ликвидация».

Для того чтобы грамотно ликвидировать фирму, необходимо последовательно совершить ряд действий:

— Учредители организации на Общем собрании должны принять решение о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора). Все полномочия по управлению делами общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору).



— В трехдневный срок с даты принятия решения, организация должна уведомить ИФНС о принятом решении, о ликвидации фирмы и о формировании ликвидационной комиссии. После чего регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

среда, 18 мая 2011 г.

В Украине официально появились волонтеры

С 17 мая вступил в силу Закон Украины «О волонтерской деятельности». Об этом сообщили в пресс-службе Министерства юстиции.
Законопроект был принят Верховной Радой Украины 19 апреля 2011 года. Это первый документ, регулирующий принципы волонтерской деятельности в стране.
Документ определяет организационные и правовые основания осуществления и развития волонтерской деятельности, правовой статус и обязанности волонтера, источники финансирования.
Законом установлено, что «волонтерская деятельность – добровольная, бескорыстная, социально направленная, неприбыльная деятельность, осуществляемая волонтерами и волонтерскими организациями путем предоставления волонтерской помощи», а волонтерская организация — юридическое лицо, осуществляющее деятельность без цели получения прибыли. Заявка о присвоении юрлица рассматривается в течении 5 дней на бесплатном основании.
Волонтерами, в соответствии с законом, могут быть граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, пребывающие в Украине на законных основаниях.

Источник: Судебно-юридическая газета

В Украине появится еще один Кодекс

Президент Украины Указом № 585/2011 от 12.05.2011 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины "О повышении безопасности эксплуатации атомных электростанций Украины", которым обязал соответствующие контролирующие органы осуществить внеплановую оценку состояния безопасности энергоблоков атомных электростанций Украины, включая проверку их сейсмоустойчивости.

Кроме того, Президент поручил КМУ до 12 июня внести на рассмотрение ВР Украины проект Закона об органе государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, до 15 декабря 2011 года Кабмин должен будет внести на рассмотрение ВР проект Кодекса о защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций.

В трехмесячный срок (до конца лета) Кабмин должен будет также утвердить и обновленную Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года.

Источник: Лига. Закон.